Меню сайта
3 раздел
 
 
 
 
 
Взращивание
 
 
 
 
Теория и практика
 
 
 
 
 
1. Размышление о здоровье сберегающих технологиях в образовании сегодня.

«Будьте здравы и Богом хранимы!»

С.Ф.Щукина,
методист МБОУ ДПО ЦСУОП
пос. Борисоглебский
 

   «В здоровом теле здоровый дух…
    …бывает редко», – об окончании известной пословицы, пришедшей к нам из Древнего Рима, многие из нас не догадываются.   Так что же – не пренебречь ли здоровьем тела? Конечно – нет: укрепляя дух, упражнять и закалять тело!
    Федеральный государственный стандарт предусматривает требования к сохранению здоровья подрастающего поколения. И это правильно: много ли пользы может принести своему отечеству человек, немощный физически не от рождения, а от несоблюдения норм здорового образа жизни, от вредных привычек, например, компьютерных игр, беспрерывного просмотра телепередач. Понятно, что и родители,  и учителя должны воспитывать – заботиться о здоровье   детей, а не попустительствовать их тем или иным слабостям.
    Со школьной скамьи нам известны слова, начинающиеся со «зд»: «здесь», «здание», «здоровье». Они  исторически родственны и в самих себе содержат ключ к толкованию:  обозначают то, что зиждется – имеет основу. Дух – это и есть та основа, на которой строится здание здоровья.  Не случайно родственны  слова «здоровье» (здравие) и «древо» (а//е). Дерево сильно корнями, а народ – традициями, которые почитает. Обратимся к народной мудрости – поговоркам: «деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье – всего дороже», «сила Господня в немощи совершается», «здоровьем болен», «аптека не прибавит века», «тот здоровья не знает, кто болен не бывает», «здоров на еду, да хил на работу», «нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут», «проспишь зорю – хлебай горю» – то есть ценно испокон века не само по себе здоровье во имя мышечной силы, но духовная сила в здоровье.  Так утверждает народная мудрость. И мы понимаем: здоровье – основа личного, семейного и национального благополучия.
    Ярославская земля имеет свои  традиции заботы о подрастающем поколении – и в сфере народного быта (разумный и посильный труд), и в сфере системы образования. В материале, недавно обнаруженном  жительницей дер. Опальнева, проф. Санкт-Петербургского Государственного Университета И.В.Столяровой, есть интересные сведенья о Сергее Дмитриевиче Моравском – директоре Ростовской гимназии (с 1910 по 1924 г.г.). Чтобы правильно рассчитать меру освещенности школьных помещений, объем поступления свежего воздуха в классы  – величину форточек, он знакомился с опытом школ Германии. Тщательно контролировал соответствие высоты парт и роста ученика, градус наклона столешницы. Через каждые два урока была установлена большая часовая перемена, на которой дети  имели возможность в любую погоду играть на улице, прогуливаться в гимназическом парке с редкостными растениями, оранжереей, а за растениями гимназисты ухаживали сами под руководством садовода.  Было продумано горячее питание, стоимость которого регламентировалась в зависимости от уровня дохода семьи. Дети из малообеспеченных семей были обеспечены бесплатным питанием. В гимназии размещались два спортивных и великолепный актовый зал, уникальная обсерватория. Но все же главное значение директор придавал не умственному развитию, а возможностям самосовершенствования личности, развития души – сострадания, внимательного отношения к нуждам ближних.  Гимназию закончили люди, составившие славу отечеству. Главное, что не только физически, но духовно это были крепкие люди. В архивах дочери С.Д. Моравского -  Александры Сергеевны сохранился дарственный адрес выпускников 1918 года, где они благодарят директора и пишут, что никакие социальные свободы им не нужны, так как в гимназии они научены свободе поступка по совести – свободе внутренней. (В настоящее время могила С.Д.Моравского находится неподалеку от Высоково – у деревни Яшкурово.) Есть традиции,  достойные сохранения и  продолжения.

 

 

Практика

 
2.Сценарий вечера — памяти «Династия Романовых в свете Христовой 
 
истины» (к 400-летию Дома Романовых, 2013 год)

Муниципальный 
конкурс профессионального мастерства педагогов на лучшее мероприятие 
 
духовно-нравственной направленности в общеобразовательных учреждениях 
 
Борисоглебского муниципального района МОУ Вощажниковская СОШ
 
 
Дата проведения: 22 ноября 2013
Место проведения: Вощажниковская школа
Форма проведения:  Вечер-память с театрализованными постановками и литературно-музыкальной композицией.
Ведущие: Фадеева С.В., учитель истории, Шипулина А.А., руководитель школьного хора, педагог доп.образования.
 

Цель  и задачи мероприятия:
Формирование целостного знания об истории  России через знакомство и углубление знаний о династии Романовых. 

Образовательные:
Систематизировать знания учащихся по теме династия Романовых в России,  дополнив их новыми сведениями из источников и исторической литературы.
Формировать навыки оценки исторических личностей.
Формирование хронологического восприятия правления Романовых.

Развивающие:
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Способствовать развитию интереса к изучению истории
Развивать умение высказывать свою точку зрения

Воспитательные:
Рассмотрение  человеческих, духовных, нравственных качеств правителей из рода Романовых. 
вызвать чувство гордости за героическое прошлое своего Отечества;
воспитать у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.

Оборудование:

  1. Компьютер, медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
  2. Выставка «Династии Романовых – 400 лет»
  3. Фамильный герб рода Романовых,
  4. Картина «Венчание на царство Царя Михаила Фёдоровича в Успенском соборе», портреты царей и цариц из рода Романовых.
  5. Сценический реквизит, атрибутика
  6. Сценические костюмы

План мероприятия:

Название этапа

Цель

1

Вступительное слово ведущих

Позитивный настрой на мероприятие, сообщение целей и значимости мероприятия, сообщение регламента вечера

2

Приветственное слово директора школа

Традиционное приветствие участников общешкольного мероприятия, придание значимости событию. Формирование мотивации к познанию и участию

3

Начало царствования династии Романовых. Избрание на российский престол М.Ф.Романова. Первые Романовы. Исполнение гимна «Славься» (М.И.Глинка)

Введение в историю династии Романовых. Единение учащихся, чувства товарищества, создание дружеской атмосферы.

4

Основные итоги царствования Петра I. Театрализованное представление 8 класса.

Кл. рук. Орехова С.Н.

Ознакомление с основными итогами царствования Петра I.

5.

Время дворцовых переворотов

Сообщение некоторых исторических фактов политики и человеческих качеств из жизни императоров и императриц

 

6.

Коллективное исполнение песни «Мы русские», рук. Шипулина А.А.

Заполнение паузы, раскрепощение участников

7.

Итоги правления Екатерины II. Театрализованное представление 11 класса.

Кл. рук. Соловьева О.С.

Сообщение некоторых исторических фактов политики и человеческих качеств из жизни императрицы

 

8.

Император Павел I, Александр I. Театрализованное представление 10 класса.

Кл. рук. Крохинова Т.Н.

Сообщение некоторых исторических фактов политики и человеческих качеств из жизни императоров

Сообщение некоторых исторических фактов политики и человеческих качеств из жизни

9.

Император Николай I, Театрализованное представление учеников  7 класса.

Кл. рук. Кочнева И.В.

10.

Итоги царствования императоров Александра II, Александра  III. Театрализованное представление 9 класса.

Кл. рук. Михайлова С.М.

 

Святые царственные мученики. Литературно-музыкальная композиция коллектива учителей Вощажниковской школы. Рук. Шипулина А.А.

Показать неоправданность человеческих жертв во имя каких-либо идей.

Продолжать воспитать чувства гуманизма и сострадания.

 

 

Коллективное исполнение гимна «Боже, царя храни»

 

 

Обмен мнениями, впечатлениями.

Подведение итогов, рефлексия.  Развитие умения высказывать своё мнение.

 

Вручение благодарностей за участие.

Мотивация к дальнейшему творчеству, стремление к познанию.

 

 Перерыв на ужин.

 

 

Танцевальная программа «Народные посиделки»

Организованный культурный досуг. Формирование самоорганизационных навыков при проведении досуга.

 

Вручение грамот за лучшее исполнение отдельных  ролей.

Мотивация к дальнейшему творчеству, стремление к познанию.

 

Анализ мероприятия

     Традиционными мероприятиями воспитательного характера в Вощажниковской школе стали исторические вечера, проводимые 1 раз в год.
     Вечер-память, посвящённый 400-летию дома Романовых в России – запланированное мероприятие Вощажниковской школы в 2013 году. 400 лет тому назад, 21 февраля 1613 года, на московский престол Земским Собором был избран шестнадцатилетний боярин Михаил Фёдорович Романов, которому суждено было стать родоначальником новой династии.
     Вечер организован для учащихся 7-11 классов,  с учётом возрастных и интеллектуальных особенностей, а также уровня подготовки детей. Длительность мероприятия  – 3 часа.     
     Мероприятие соответствует духовно-нравственным целям школы, а именно формированию чувства гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, готовности воспринимать судьбу страны как свою собственную.     
     Кроме того, мероприятие проводилось для повышения интереса к изучению истории, повышению мотивации к знакомству с событиями Отечественной истории.     
     Также для воспитанников кадетского класса, для воспитания которых важно знакомиться со славной историей нашей страны, которая вершилась во время царствования Российских императоров.     
     Подготовка мероприятия длилась продолжительное время по этапам: планирование вечера творческой группой педагогов; определение формы проведения; выбор исторической личности, деятельность и итоги царствования которой следовало осветить; составление сценариев; репетиции; подбор костюмов, декораций, изготовление презентаций, фильмов.     
     Эксклюзивная работа была выполнена классными руководителями, т.к. подобных сценариев не существует. Во время подготовки учителями и детьми было просмотрено большое количество исторической, художественной литературы, знакомство с историческими документами, просмотр исторических художественных и документальных фильмов.     
     Зрелищность постановок была высокой. Для этого использовались различные приёмы: включение отрывков из документальных и худ.фильмов, сопровождение мультимедийной презентацией, исполнение стихов и песен. Исторические постановки были бы невозможны без использования костюмов прошедших эпох: камзолы, сюртуки, фраки, мундиры, крестьянская одежда, платья, шляпы, грим. Костюмы были как взяты в прокат в театрах г.Ярославля, Ростова, в Борисоглебском РКДЦ, так и изготовлены самостоятельно. Для создания атмосферы и духа прошлых столетий широко использовался различный реквизит.
     Большое воспитательное значение имеет выступление педагогов школы. Формой их выступления  стала литературно-музыкальная композиция. Их  выступление выразило отношение к династии Романовых, любовь к отечественной истории.     
     На мероприятии присутствовали: настоятель храма Живоначальной Троицы с.Вощажникова о.Борис, учителя Вощажниковской школы, родители, жители села, гости, жюри конкурса, корреспондент газеты «Новое время».     
     В заключение мероприятия была проведена рефлексия, в форме «свободного микрофона», позволяющая учащимся услышать мнение, эмоции, впечатления о проведённом вечере, а также высказать своё мнение.     
     Степень удовлетворённости детей, родителей и гостей мероприятия  высокая (данные анкетирования, наблюдений, обсуждения в социальных сетях). 

Основной сценарий

(Является приблизительным, выражает только основную мысль и является связкой между выступлениями классов)

Ссылка на презентацию сценария 

Музыка

Ведущие:
     Добрый день, дорогие наши гости! Мы рады видеть Вас на вечере-памяти, посвящённом Царскому Дому Романовых. 400 лет тому назад, 21 февраля 1613 года, на московский престол Земским Собором был избран шестнадцатилетний боярин Михаил Фёдорович Романов, которому суждено было стать родоначальником новой династии.
     За годы правления династии Дома Романовых государство московское стало обширной Российской империей, раскинувшейся от берегов морей Белого, Чёрного и Балтийского до Тихого океана.
     Русский историк Н.И. Кареев писал: “История есть, между прочим, и история деятельности людей…”, указывая на необходимость изучения жизни и деятельности исторических личностей,  а исторической личностью следует считать людей с ярко выраженной индивидуальностью, оставивших значительный след в истории.
     Династия Романовых дала России много выдающихся государственных деятелей, строителей великого Российского государства: Алексея Михайловича и Петра Великого, Екатерину II и Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.
     В их ряду достойное место занимает и последний российский император – Николай II, старший сын императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны.

(Звучит колокольный перезвон)

1. После могущества И.Грозного боярами была сделана огромная брешь в русской государственности, совершено страшное злодеяние – детоубийство… да к тому же пролита кровь  царевича Димитрия, из-за которого и было попущено Смутное время. Страшный голод, экономическая разруха, безвластие, появление на престоле лжецарей, нашествие поляков. И заделать эту брешь могло только всенародное покаяние, что и свершилось в 1613 году избранием на царство М.Ф. Романова, когда весь русский народ присягнул на верность роду Романовых.

2. Мой зов, мой плач, мой клич – Россия! -
    Издалека, из тупика,
    Исконная, святая сила,
    Текущая через века.

   На то и бедствие случилось,
   Гордыню нашу сокруша,
   Чтоб покаянием омылась
   Её высокая душа.

   Она ещё пройдёт со славой     
   И по земле, и в облаках,
   И будут скипетр и держава
   Сиять в молитвенных руках!.. (Т. Шорохова)

Первые  Романовы

Михаил Фёдорович.  1613-1645

     Первый русский царь династии Романовых. В управление 16 летнему отроку досталась разрушенная событиями Смуты Россия, которую ему пришлось поднять с колен, восстановить хозяйство и торговлю.
     За время своего царствования Михаил Фёдорович установил  прочную власть на всей территории страны.     
     В этот славный сложный век русской истории закладывается  почти всё то, что в последствии приписывается Петру: формируется основа русской регулярной армии, заказываются Воинские уставы, и первый из них был заказан в 1621 году, то есть уже через 8 лет после восшествия на престол. На основе 663 статей нового устава и начала формироваться регулярная русская армия.     
     За время правления первого царя из  Дома Романовых  государство успело залечить тяжелые раны, причиненные Смутным  временем, настолько, что царствование преемника и сына Михаила Федоровича является одним  из  самых  успешных  для страны как  во внутренних, так  и, особенно, во внешних  делах.

Исполнение коллективно гимна «Славься»
 

Алексей Михайлович Романов (Тишайший) 1646-1676

     На царство вступил сын Михаила Федоровича, тоже в шестнадцатилетнем возрасте царевич Алексей. Он заслужил прозвище «тишайшего царя», ещё его называли «добрейший».
     Уже при нём начал строиться боевой флот под Воронежем, действовал на  Азовском и Чёрном морях, эскадра состояла из 60 судов (вымпелов).
     Считается, что появлении картошки, подсолнечника и табака в России  связано с именем Петра 1. Однако, ещё в 1634 году М.Ф. запрещает курение табака по всей России. А при Алексее Михайловиче в садиках появляются подсолнухи, семечки используются как лакомство. И никого не удивляют в сер 17 века ребятишки, грызущие кукурузные початки.  В 1666 году патриарх Никон обрушился на тех, кто употребляет в пищу богопротивную картофь.
     Чай появился в России тоже в середине 17 века. В 1638 году монгольский хан прислал русскому царю Михаилу Федоровичу подарок – 4 пуда чайного листа. Сначала не могли взять в толк, что с этим чаем делать. никаких рецептов нет, пробовали жевать – невкусно, добавлять в кашу али щи, тоже ерунда получалась. Наконец, догадались заваривать крутым кипятком. Правда, поначалу с заваркой явно перебарщивали. Чашка листьев на чашку воды. То-то видно бояре поначалу помаялись бессонницей, пока по наитию не угадали с пропорциями. А в 1679 г. заключили договор с китайцами о регулярных поставках чая.
     В 1648 году в Москве произошёл так называемый Соляной бунт. Резко поднялись цены на соль,  особо на этом наживались Милославские, родственники царя. Царь же о их злодеяниях не знал.  Народ преграждает дорогу  царскому обозу, когда тот возвращается из Троице-Сергиевой Лавры. Что требует народ? Выслушать его. И царь выслушал.  Царь твёрдо знает, что все эти люди – его люди, а он их человек, владыка и слуга. По словам историка Соловьёва «люди хватали царя за платье, за пуговицы, чему де верить и царь обещал им Богом, и дал в своём слове руку. И один человек из тех людей с царём бил по рукам и пошли к Москве все». Представьте себе персидского шаха, который о чём-то договаривается с народом и бьёт по рукам.
     Когда же был Медный бунт, он проходил примерно также. Царь вышел на переговоры с народом. Но среди толпы нашлись подстрекатели, которые затеяли драку. В результате пришлось казнить 150 самых злобных бунтовщиков. Но большая часть отпущена по домам. Что мешало перерезать  7 000 человек задержанных? Да ничего,  но для царь не было устрашение как самоцель.
     Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он сам сочинял стихи и прозу, питал любовь к чтению. Досуг посвящал соколиной охоте и шахматной игре. Алексей Михайлович был настолько увлечен звёздным небом, что в начале 1670-х гг. он, через руководившего Посольским приказом А. С. Матвеева, попросил датского резидента достать ему телескоп.
     Его любимой поговоркой, ставшей впоследствии всенародной, была: "Делу время, потехе час". 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович Тишайший скончался на 47 году жизни.

Фёдор Алексеевич Романов

     Как и все сыновья Алексея Михайловича от первой супруги, Милославской, царевич Феодор был «хилого телосложения и слабого здоровья». Близкие к царскому двору лица могли с полной уверенностью предвидеть, что юный государь, наследовавший «тишайшему» царю, проживет не долго.
     Действительно, уже по одной наружности Феодора Алексеевича можно было сказать, что это совершенно болезненный человек. Бледный, слабый, он ходил, всегда опираясь на палку; на приёмах в Кремле иностранных посольств он не мог без посторонней помощи даже снять с головы царский венец. Кроме общей слабости организма, он страдал еще цингой.
     Отменил те судебные жестокости, которые были прежде. Отказался от местничества, был очень прогрессивным правителем. При нём была первая проведена в нашей стране перепись населения.  При Фёдоре же Алексеевиче Рекомендовалось бритьё бород, а не запрещалось, как при Петре 1. Заметьте, большая разница.

Пётр 1.

     После смерти Фёдора Алексеевича на престол вступил его единокровный брат Пётр.
     Петр Великий – сын царя Алексея Михайловича, Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич) (1672 – 1725) – последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
     Первый Император России. Петр Великий царствовал с 1682 до 1725 г.
     Очень одарён от природы, овладел с совершенстве 14 профессиями.
     С 1700 по 1721 год шла затяжная северная война со шведами. После победы, Пётр объявил себя императором, а Россию – империей.

 Выступление 8 класса

     В последние месяцы жизни  Петр сильно болел и большую часть времени проводил в постели. Перед смертью император так и не успел составить завещание и передать власть своему преемнику. По преданию, в последний миг жизни он успел начертать на бумаге всего два слова: «Отдайте всё…»
     И поскольку он не назвал наследника, то наступил период дворцовых переворотов с характерными интригами, чредой заговоров…
     При поддержке гвардии на престол взошла супруга Петра I Екатерина.

Пётр II

     Царствование было насыщено интригами, в которых огромную роль сыграл Меншиков.
     Со смертью Петра II закончилась прямая мужская линия династии Романовых. И это было предвестников грядущих бурь.

Анна Иоанновна

            Именно по её инициативе в Москве, Петербурге завели уличное освещение. Так что доброе слово можно найти даже для неё.

Елизавета Петровна

     Елизавета Петровна – дочь Петра Великого, взошла на престол тоже в результате дворцового переворота. Перед переворотом она упала на колени перед иконой Божией матери и поклялась, если переворот пройдёт удачно, не казнить никого во все годы своего правления. Своё слово императрица Елизавета сдержала. Выбор обета говорит о многом: Отомстить всем немцам, всех казнить, всех на каторгу. Не было у Романовых этой жестокости.  Россия не кровавая и жестокая страна в отличие от государств Европы. Но главная наша особенность – это православие.  Себе – самую строгую мерку. Согрешивши – покаяться, а не согрешивши тоже покаяться, ведь в мыслях то грех был.
     Елизавета Петровна вращалась среди простого народа. С  крестьянскими девушками она держала себя почти как  с  равными, водила хороводы, пела песни, каталась с  гор, принимала участие  в  плясках  и играх, угощала девушек изюмом, пряниками и орехами. Здесь она узнала народ, его жизнь и нравы, полюбила его и сама снискала его любовь.
     Елизавета не отпускала, не оказав  помощи, никого, кто бы ни обратился к  ней.
     Будучи очень религиозной и глубоко почитая святыни православной церкви, она часто проводила в  храме много часов, стоя на коленях.  Все посты соблюдались Елизаветой очень строго: во время их  она питалась только хлебом, квасом  и вареньем. Нередко прямо с  бала, затянувшегося до утра, императрица ехала в  церковь и молилась там  несколько часов  подряд. Поездки на богомолье чередовались с  шумными балами.
     После 20-летнего царствования Елизавета Петровна скончалась (25 декабря 1761 года) на 53-ем  году жизни. Она встретила смерть в  полном  сознании и спокойно, призвала священника, приказала ему читать отходную, а сама повторяла за ним  слова молитвы.
     Царствование императрицы Елизаветы Петровны отмечено двумя основными чертами: гуманностью и русским направлением. До конца жизни государыня не нарушала торжественного обещания, данного при вступлении на престол: никого не подвергать смертной казни. Не применялись также и пытки. Все немцы были устранены от  государственных  дел, и на их  места были назначены русские.
     Хотя в  царствование Елизаветы не было произведено никаких  коренных  государственных  реформ, но зато было издано несколько довольно важных  по своему значению  отдельных  законов. Граф  Иван  Иванович  Шувалов  основал  в  1755 году первый русский университет  – Московский, с  двумя гимназиями при нем  (для дворян  и разночинцев). В  этом  Деле  Шувалову огромные услуги оказал  первый русский ученый – знаменитый М. В. Ломоносов. Академия Наук  была преобразована и расширена.
     Из  событий внешней политики в  царствование Елизаветы важнейшими были две войны – со  Швецией и Пруссией. Первая война окончилась миром  в  1743 году, по которому Россия получила некоторые области Финляндии.
     Война с  Пруссией, или так  называемая Семилетняя война, была вызвана стремлением  европейских  держав  остановить дальнейшее возвышение этого государства, достигшего больших  успехов  под  управлением  короля Фридриха II Великого. Россия примкнула к  образовавшемуся в  Европе союзу государств  против  Пруссии  и послала войска на западную границу. В  1760 г. русская армия дошла до Берлина и заняла его. Пруссия была на краю гибели. Но смерть императрицы Елизаветы прекратила борьбу России с  Пруссией.

Пётр III

     Ставшая в 1741 году императрицей, Елизавета Петровна хотела закрепить трон по линии своего отца и, будучи бездетной, в 1742 году во время торжеств по случаю коронации объявила наследником российского престола своего племянника (сына старшей сестры). Карл Петер Ульрих был привезён в Россию; он перешёл в православие под именем Петра Фёдоровича, а в 1745 году его женили на принцессе Екатерине Алексеевне (урождённой Софии Фредерике Августе) Ангальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II.
     Мать мальчика  умерла вскоре после его появления на свет, простудившись во время фейерверка в честь рождения сына. В 11 лет он потерял и отца. После его смерти воспитывался в доме своего двоюродного дяди по отцовской линии. Его воспитатели не отличались высокими нравственным качествами и не раз жестоко наказывали ребёнка. Воспитатели мало заботились о его образовании: к 13 годам он лишь немного владел французским языком.
     Пётр рос боязливым, нервным, впечатлительным, любил музыку и живопись и одновременно обожал всё военное (однако боялся пушечной пальбы; эта боязнь сохранилась у него на всю жизнь). Крепким здоровьем не отличался, скорее наоборот: был болезненным и хилым. По характеру Пётр не был злым; часто вёл себя простодушно.
     При первой встрече Елизавета была поражена невежеством своего племянника. Ни за время обучения, ни впоследствии, Пётр Фёдорович так и не научился толком говорить и писать по-русски. 
     Преемник  Елизаветы, император  Петр  III, был  горячим  поклонником  прусского короля Фридриха II. Тотчас  же по вступлении на престол, он  прекратил  военные действия против  Пруссии и даже заключил  с  этим  государством  союз и вернул своему обожаемому Фридриху всё завоёванное.  Это был просто плевок в глаза всему русскому обществу.
     К  России Петр  не мог  привыкнуть, не любил  её и думал  только о своих  голштинских  офицерах  и солдатах, которых   ему разрешили привезти в  Россию.
     Может быть, даже поэтому дворяне 18 века легко сбросили с престола законнейшего, но не истинного Петра III  и посадили на престол совершенно не имевшую на него права, но истинную, по их представлениям, Екатерину II.

Екатерина Великая. Постановка 11 класса

Павел I

     Наследник-младенец, будущий российский император Павел I, был сразу же после рождения отнят от родителей, его воспитанием занялась сама императрица Елизавета Петровна.
     Великий князь изучал  историю, географию, арифметику, геометрию, астрономию, физику, рисование, фехтование, Закон  Божий и языки: русский, французский, немецкий, итальянский, латинский. С  14 лет  его начали знакомить с  юридическими науками и с  государственным  управлением. Но, подобно отцу, Павел, не обладали способностью к  отвлеченному мышлению, и чувствовал одно лишь отвращение к  юридическим  наукам.
     Екатерина II подарила ему Гатчину, куда он  совершенно удалился от  петербургской придворной  жизни и замкнулся в  кругу немногих  близких  друзей и единомышленников.
     В  Гатчине Павел  прожил, в  ожидании престола, 13 лет. Он  выстроил  там  школу, больницу и четыре церкви для разных  вероисповеданий, приняв  содержание духовенства на свой счет . Стремясь улучшить положение крестьяне, он  часто помогал  им  деньгами и землей. Чтобы дать населенно заработок, завел  стеклянный и фарфоровый заводы, суконную фабрику и шляпную мастерскую. Но самым  любимым  его делом  было устройство своей маленькой армии по прусскому образцу.
     Екатерина совершенно не вмешивалась в  гатчинские дела сына, предоставив  ему полную свободу заниматься чем  угодно. У неё уже созрел  план  устранить Павла от  престола и передать верховную власть любимому внуку Александру. Когда Павел  узнал  об  этом  намерении матери, его душевное состояние сделалось еще тяжелее.
     Но 6 ноября 1796 г. Екатерина Великая внезапно скончалась, не осуществив  передачи верховной власти Александру, и Павел  вступил  на всероссийский  престол.
     Царствование Павла I , продолжавшееся 4 года 4 месяца и 4 дня, носило преимущественно характер  борьбы против  учреждений, лиц  и общего духа предшествовавшего, екатерининского, царствования.
     Скоропостижная кончина Павла I в  ночь с 11 на 12 марта 1801 г. окончила это непродолжительное, но, благодаря личности государя, очень яркое царствование. На престол вступил старший сын  Павла, Александр I Благословенный.
     За 25 лет его правления по всей империи было исполнено по решению гражданских судов всего 24 смертных приговора. Просто эра милосердия.

Постановка 10 класса Александр I

Музыкальная пауза «Пролегала путь-дорожка…»

Постановка 7 класса Николай I

     Николай I  вступил на Русский престол вместо своего старшего брата Константина Павловича. Николай I  царствовал  с  1825 г. до 1855 г.
     Когда 25 июня 1796 г. у цесаревича Павла Петровича родился третий сын, названный Николаем, императрица Екатерина II  говорила приближенным  лицам:  «Я – бабка третьего внука, который, судя по необыкновенной его силе, предназначен  царствовать, несмотря на то, что у него два старших  брата». Немного позже Екатерина писала о новорожденном: «Великая княгиня (Мария Федоровна) родила большущего мальчика, которого назвали Николаем. Голос  у него – бас, и кричит  он  удивительно; длиною он  один  аршин  без  двух  вершков, а руки немного меньше моих. В  жизнь свою в  первый раз  вижу такого рыцаря».
     Александр  I скончался,  не оставив  прямого наследника престола. верховная власть должна была перейти к  старшему по возрасту брату скончавшегося государя, т. е. Константину Павловичу. Но последний ещё при жизни Александра I отказался от  своих  прав  на престол, и Александр  повелел  митрополиту Филарету составить манифест  о переходе престола к  следующему по возрасту брату, Николаю Павловичу. Сам  Николай Павлович  слышал  от  Александра I в  последние годы его царствования только намеки на то, что старший брат  отрекся от  прав  на престол, который и должен  перейти к  нему.
     Из  событий внутренней жизни в  царствование Николая I важнейшими были следующие: – Издание «Полного собрания законов  Российской Империи», в  45 томах  (напечатано в  1830 г.).
     Император  Николай I, получивший  в  истории имя «Незабвенного», уже одной своей наружностью производил  на всех  сильное впечатление: он  был  высокого роста, строен  и  величествен  в  обращении; в  нём  чувствовалась огромная сила воли и непреклонность характера. Глубоко – религиозный по всем  своим  воззрениям, «Незабвенный» император  начинал  день слушанием  литургии в  дворцовом  храме. Говел  он  всег­да по два раза в  течение Великого поста: на первой и на последней неделях. В  такой же религиозности он  воспитал  и свою семью. Перед  смертью он  сказал  наследнику, будущему Царю – Освободителю: «Служи России. Мне хотелось принять на себя все трудное, все тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное, счастливое. Провидение  судило иначе. Теперь иду молиться за  Россию  и за вас …»
     Незадолго до кончины, последовавшей 18 февраля 1855 г., около полудня, император, следуя благочестивому примеру предков – царей, приобщился Святых  Таин, а затем  приказал  отправить в  Москву, Киев  и Варшаву телеграммы: «Император  умирает  и прощается со всеми».

Постановка 9 класса Александр II

     18 февраля 1855 года после внезапной кончины отца Александр Николаевич стал императором России, надо сказать, что ему досталось непростое наследство. Россия к этому времени уже два года вела тяжелейшую Крымскую войны против Турции, Англии и Франции и чаша весов склонялась в пользу врагов России. Да ко всему прочему сложное положение внутри страны. Крепостное право, сословный суд, отсутствие какого-либо самоуправления, военно-техническая отсталость – это лишь часть проблем, которые требовали решения. Александру Николаевичу удалось справиться с ними.
     Но по странной иронии судьбы в отношении императора вместо благодарности от народа звучат выстрел за выстрелом. Всего было совершено 8 покушений, начиная с апреля 1866 года и заканчивая 1 мартом 1881 года, которое стало роковым в судьбе императора. Его сын Александр III казнил террористов, что вызвало неоднозначную оценку в обществе.

Великий князь Александр Николаевич вошел в историю под именем Александра II Освободителя.

     Маленький Александр строго следовал режиму. Подъем в 6 утра, с 7 до полудня – занятия, с промежутком от 9 до 10 часов для отдыха. После двухчасовой прогулки, в 2 часа – обед, а затем до 5 часов снова занятия. От 7 до 8 часов вечера – гимнастика и разные игры. В 8 часов – ужин. Вечером обозрение истекшего дня и писание дневника. Спать ложился в 10 часов. Ему старались дать самое широкое образование, уделяя особое внимание изучению литературы, истории, географии, естествознания, а так же наследник изучал языки – французский, немецкий, английский и польский. Василий Андреевич Жуковский докладывал императору Николаю I (отцу Александра) о его качествах. Он отмечал с одной стороны здравый смысл, живой ум, чувство долга, внутреннее благородство, а с другой мягкость, нехватку настойчивости и постоянства, надменность, страсть к спорам, желание всегда быть правым. Но всё-таки Александр Николаевич отличался добротой души, о чём свидетельствует такой факт: однажды во время урока истории, на котором речь шла о декабристах, Николай I спросил своего сына: «Саша, как бы ты наказал их?» На что юный наследник престола ответил своему отцу: «Я бы их простил, папа». В юности Александр много путешествует. Почти всю страну объехал – вплоть до Крыма. И казалось ему, что он понял свою страну, узнал её, а с другой стороны закрался в его душу тайный страх – уж больно неизведан и бесконечен этот материк под названием Россия.
     Воспитание Александра Николаевича было поручено В. А. Жуковскому и выдающемуся педагогу того времени Карлу Карловичу Мердеру. Когда ребенок подрос, законоведение ему стал   преподавать граф М. М. Сперанский, а для изучения военного дела Николай Павлович поместил сына в кадетский корпус.
     Все воспитатели стремились развить в цесаревиче благородные порывы, любовь к людям, сострадание и отзывчивость. Мердер, например, во время прогулок часто заходил с великим князем в бедные дома жителей на окраинах столицы, и всегда юноша, при виде горя и лишений, старался оказать посильную помощь и облегчить нужду.
     Чтобы   ознакомить   сына с населением и жизнью того государства, которым ему предстояло управлять, император Николай Павлович отправил наследника в продолжительное (около 7 месяцев) путешествие по разным местностям России. Во время его цесаревич мог непосредственно наблюдать, как тяжело отражается на всей русской жизни крепостное право. Посетив Сибирь и увидев там томящихся в ссылке декабристов, Александр Николаевич обратился к императору с письмом, прося смягчить наказания ссыльных. Николай Павлович внял горячей просьбе сына, и сроки наказаний декабристам были сокращены.

Постановка 9 класса Александр III
Литературно-музыкальная композиция

 Николай II

Нет более трагичной личности, чем Николай II. Сколько грязи было вылито и при жизни императора, и после гибели царской семь и по сей день.
Как венец всей династии именно эта семья была причислена к лику святых.

От Святой Руси земной
До Святой Руси Небесной
Через мук тернистый зной
Пролегал Ваш подвиг крестный.

Ваша преданность Христу,
Богом данное величье
Сквозь обман и клевету
Светят нам над безразличьем.

Нет! Не в клёкоте молвы -
Поняли мы в Божьем храме,
Что Россия – это Вы;
Русский – тот, кто сердцем с Вами.

И под сенью синевы
Мы желаем – кто осудит? -
Пусть такими же, как Вы,
Будут все в России люди.

Нам бы слов не удержать,
Вас в молитве славословить! -

Но… безмолвствует душа,
Сокрушается душа,
Преклоняется душа
Перед жертвой Царской крови.

(Т. Шорохова)

Выступление учителей «ЦАРСТВЕННЫЕ МУЧЕНИКИ»

     Ведущий: В 1916 году Оптинский Старец Анатолий (Потапов) произнёс пророческие слова: «Судьба царя – судьба России. Радоваться будет царь – радоваться будет Россия. Заплачет царь – заплачет Россия… Не будет царя – не будет и России…»

Коллективно исполняется гимн «Боже Царя Храни!»

Подведение итогов, рефлексия.

Литература:

http://everythingaboutrussia.ru/dinastija-romanovyh/elizaveta-petrovna

 

 

 

 

3. Основы православной культуры.

Конспект урока: Православная 
молитва.

А.Я.Воронович,
учитель Вощажниковской СОШ

 

Технологическая карта конструирования урока

Предмет, класс

ОРКСЭ, 4 класс, модуль ОПК

Тема урока,
№ урока по теме, тип урока

Православная молитва

Используемые технологии

Традиционный подход к объяснению материала;

элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного

Цели урока:

Предметные

 

Метапредметные

Воспитательные

Учащиеся должны:

Узнать, что такое молитва, какие бывают молитвы,  каково значение молитвы в жизни человека.

 

Учащиеся должны:

Овладеть навыками смыслового чтения текста; осознанного построения речевых высказываний;

 

Учащиеся должны:

Сформировать представление об отечественной религиозно-культурной традиции; иметь ценностное отношение к культурному наследию христианства.

Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

 

Планируемые результаты изучения материала:

Учащиеся осмыслят понятие молитвы как разговора человека с Богом

 

Основные вопросы:

  1. Что такое молитва?
  2. Виды молитвы
  3. Молитвы святого прп. Серафима Саровского

Формы работы учащихся:

 

фронтальная, индивидуальная;

чтение и анализ текста учебника;

прослушивание звуковых записей;

выполнение заданий творческой направленности

Техническое оборудование:

 

Компьютер, раздаточный материал.

 

Организационная структура урока

1. Орг. момент,  молитва, вступительное слово учителя. (3 мин.)

Задачи этапа

Позитивный настрой на работу.

2.  Актуализация и мотивация знаний: (6 мин)

 

Задачи

Сформировать мотивацию к обучению, поставить цели урока, обозначить задачи, которые надо решить

Деятельность учителя:

Рассказ учителя  «Мальчика спасла молитва».

 Перед рассказом задание учащимся – подумать и ответить на вопрос:

-Что произошло с мальчиком? Что спасло ребенка?

Далее:

-Что мы будем изучать на уроке? С чем будем знакомиться? Какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

 

Деятельность детей:

 

Слушают, думают над вопросом

Отвечают:

Молитва Господу

 

Формулируют тему уроку:

«Православная молитва»

3. Изучение нового материала (15 минут)

Задачи

Получение новых знаний

Деятельность учителя:

- Попросить учащегося написать тему урока на доске, остальные дети пишут  в тетради.

Давайте обратимся к учебнику-стр.12, прочитаем 1-2 абзац и ответим на вопрос: что такое молитва?

-Учитель показывает книгу  «Православный молитвослов».

«Посмотрите, ребята,  как много здесь молитв на разные нужды людей. А вы знаете, ребята, какие бывают молитвы? А если мы не знаем, то где будем искать информацию?

 

 

 

 

Обратимся   к учебнику, страница 12-13

 

 

Затем обучающие заполняют схему-дерево «какие бывают молитвы» в группах (учитель направляет детей на сотрудничество), затем подходят к доске, магнитом прикрепляют  лист на доску. Объясняют.

Учитель привлекает детей к анализу (правильное расположение  – на самой верхней ветви дерева молитва-славословие, в этой молитве нет никакого эгоизма, человек не думает о своей пользе, а просто радуется красоте Божьего мира).

 

Деятельность детей:

 

 

осмысленное чтение

 

Предположительно  отвечают: в учебнике, в Интернете, в библиотеке, в словаре, спросим у взрослых, у мамы…

 

 

 

Дети читают о трех видах молитвы, поясняют примерами.

 

Заполняют схему-дерево, представляют результат работы

 

Анализируют  выполненное задание

Поэтапное закрепление полученных знаний (7 мин)

Выполнение задания учащимися: написать свою молитву – одну из трёх видов и объяснить, почему именно это просишь, либо за что благодаришь Бога.

(В это время учитель включает магнитофон, песню «Молись дитя» в исполнении Анны Шипулиной)

 

 

- Скажите, мальчики и девочки, когда и где православный человек может молиться?  

 

 

 

 

 

- А как может молиться?

Получение новых знаний: (10 минут)

В Библии в Ветхом Завете (мы будем изучать эту тему на следующем уроке) есть такой случай, когда Моисей выводил израильский народ из египетского плена, войско фараона погналось за ним и уже почти настигло. Моисей внешне молчал, но из глубины сердца стал просить Бога о спасении, Тот ему сказал: «Моисей, что ты вопиишь, от криков твоих содрогаются небеса!»

 

 

 

 

- Как вы думаете, что самое важное в молитве?

- Если человек молится искренне и правильно, то он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется.

 

 

Найдите, пожалуйста, в учебнике на странице 13, как называется действие Бога, меняющее человека и кто такие святые.

  – благодать;

- Каких святых вы знаете? Покрутите головками, найдите глазками в кабинете иконочки святых (элементы здоровьесберегающей тенологии Базарного).

- Кто знает о батюшке Серафиме Саровском? Расскажите о том, что на этой иллюстрации изображено?

Закончить выразительным чтением отрывка из стихотворенияния М.Ю.Лермонтова «Молитва»

 

 

Подходят к доске, тянутся повыше, крепят свой листочек на веточки дерева  (молитва-благодарение, молитва-просьба, молитва-славословие).

 

Предположительно отвечают:

- в горе и в радости

 - в одиночестве, вместе с другими;

 - дома, в храме, в автобусе;

 

- вслух и про себя;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- самое важное в молитве не просто проговаривать ее слова, а читать их со вниманием, сердечно, искренне.

 

 

 

 

 

 

 

(Подвиг моления на камне)

 

Этап 3.  Рефлексия

Задачи

Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока.

Оценить уровень понимания, самооценка

Длительность этапа

10 минут

Закончи устно предложения:

«В своих молитвах верующие _______________________________________________________»

 

«Православные христиане молятся________________________»

 

«Православные христиане верят, что о них могут помолиться _______________________________________________________»

 

Итоги урока

Подводит учитель

 

 

Домашнее задание:

1. Читать стр. 12-15, задания на стр. 15.

Задание на выбор:

подготовить небольшое сообщение о молитве прп. Сергия Радонежского, прп. Иринарха Затворника.

Отвечают устно на вопрос.

                   

 

 

 

4. Уроки А.Я.Воронович, проведенные в рамках эксперимента 
 
преподавания предмета «Основы православной культуры», 
 
инициированного ГОУ ЯО ИРО
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5. Отзыв на уроки А.Я. Воронович.
 
С.Ф.Щукина,
методист МБОУ ДПО
ЦСУОП пос. Борисоглебский.
 
 
     В информационном письме «Особенности преподавания курса ОПК в 2012 – 2013 учебном году» говорится: «В условиях реализации преподавания необходимо учитывать возможности интеграции ОПК и других предметов, основывая процесс духовно-нравственного воспитания на православных ценностях, так как они являются основами православной культуры».

    В сентябре – октябре 2013 года при непосредственном руководстве преподавателей  ГОАУ ЯО ИРО (кафедры общей педагогики и психологии) был осуществлен эксперимент по применению подхода обучающей этимологии в преподавании Основ православной культуры (предмет ОРKСЭ, модуль ОПК) в образовательных учреждениях Ярославской области». Объектом экспериментальной работы, в соответствии с разработкой проекта В.В.Семенцовым, явился учебно-воспитательный процесс на уроках Основ православной культуры в четвертых классах школ Ярославской области – двух сельских и городской. Предметом экспериментального исследования стал «подход обучающей этимологии как путь оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках ОПК в 4-х классах школ Ярославской области».
    В задачу учителей-экспериментаторов входило преподать необходимые программные знания по предмету в соответствии с установленными ФГОС нормативами (в двух школах использовалось учебное пособие по ОПК под ред. А.Кураева, в одной – «Основы светской этики» А.Я.Данилюк) и при этом подтвердить положение, высказанное в основной гипотезе о плодотворности применения  учителем подхода обучающей этимологии на уроках ОРKСЭ в 4 классе, выверить условия, при которых такой подход «способствует личностному росту, воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию учащихся».
    Участниками эксперимента под руководством ГОАУ ЯО ИРО стали МОУ СОШ № 56    г. Ярославля, МОУ «Вощажниковская средняя школа» Борисоглебского района ЯО,           4 класс, учитель ОПК Воронович Александра Яковлевна; МОУ Ломовская СОШ ЯО,         а также учитель из Санкт-Петербурга. Ими было проведено девять уроков в присутствии экспертов-наблюдателей. Уроки записаны на две видеокамеры (учитель – учащиеся).
    В условия проведения эксперимента, помимо общепринятых, впервые был включен лист наблюдений, позволяющий в ходе урока выставить экспертные оценки по девятибалльной шкале с учетом трех видов речевой деятельности каждого учащегося: слушания, говорения, чтения и охарактеризовать особенности состояния учащихся: выявить, какая мотивация преобладает – личная материальная заинтересованность в оценке, или стремление к самоутверждению, то есть состояние социально-психологической заинтересованности, или же – творческое  бескорыстное одухотворенное состояние горения, самоотвержения, то есть состояние борьбы за утверждение истины.
 Проведенный эксперимент носил констатирующий характер, поскольку позволил выявить начальную стадию применения подхода обучающей этимологии в данных классах.
    В частности, на основании просмотренных уроков, проведенных А.Я.Воронович,  можно сделать следующие выводы.

  1. Предметные, метапредметные и личностные цели, поставленные учителем А.Я.Воронович, успешно достигнуты.
  2. Особые способы экспертизы  – листы наблюдения и видеосъемка – позволили проследить, в какой момент урока ученики в большей мере  послушны не только учителю, но и голосу своей совести. Это происходило, когда вопрос педагога был личностно ориентирован. Такие вопросы неоднократно звучали на уроках А.Я. Воронович: школьникам предлагалось  «ответить молча», «про себя». Например: «Как ты чаще обращаешься к Богу – с просьбой, с благодарением или со славословием?». Ответы четвероклассников: молитвы славословия:  «Радуюсь красивому закату, радуге, соловьиной трели, пению ручейка, шуршанию листьев, маленькому дождику», «Слава Богу за все!!!»; молитвы просьбы: «Господи, дай мне ума, чтобы я был умный», «Господи, помоги мне найти пиджак»; благодарения «Благодарю Тебя за новый день» и другие.
  3. Моменты создания внутренней тишины, гармонии, необходимой для самосозерцания и самосовершенствования, возникали во время включения музыкальных произведений. Успешность замысла учителя напрямую соответствовала тому, насколько талантливо и искренне была исполнена избранная песня, песнопение. На уроках А.Я. Воронович особенно результативным было привлечение музыкальных произведений автора-исполнителя песен А.А.Шипулиной.
  4. Зрительный образ, предлагаемый ученикам на уроке, существенен для создания у обучающихся целостной картины мира. А.Я.Воронович обращает внимание детей на репродукции картин и иконописных изображений, фото храмовых построек. Нередко Александра Яковлевна в завершающей части урока предлагает обучающимся создать свой коллективный образ. Например,  Древа Жизни, Сада Добродетелей, Солнца. Работа такого рода развивает коммуникативные способности ребенка, способствует его социализации.
  5. Обучение детей на уроках Основ православной культуры можно считать плодотворным, когда взаимоотношения между учениками и учителем содержательны и доверительны. Уроки, проведенные Александрой Яковлевной Воронович, проходили в атмосфере заинтересованности всех участников образовательного процесса. При этом в ходе освоения нового материала происходило не только количественное его накопление, но осуществлялся «труд души». После проведенного Александрой Яковлевной урока по теме «Православная молитва» детям было предложено назвать разновидности молитв. С заданием справились все. А на вопрос: «Каково, на ваш взгляд, главное условие доброго дела?», ученица этого класса шепотом ответила: «В тайне». Если учениками усвоено не только внешнее, фактическое знание, но и понята, присвоена его сущностная составляющая, традиционные православные ценности, такой урок можно назвать состоявшимся.    

    Таким образом, продуктами деятельности обучающихся четвероклассников на уроках Александрой Яковлевной Воронович, проведенных ею в рамках эксперимента, можно считать следующие. Коммуникативные: коллективное создание образа. Личностные: усвоение  учениками норм и правил поведения, формирование ценностных ориентаций,  смысловой доминанты, проявленные в созданных школьниками словесных и образных творческих работах.

27 ноября 2013 год

 

 
 
 
 
 
6. Наши коллеги в регионах.

Осмысление стихотворения Н. 
Рубцова «Тихая моя родина»
 
Мастерская письма и построения знаний в 7 классе.
 
Е.Г. Овчаренко,
учитель МБОУ СОШ No 41 г. Мурманск

 

     Цель мастерской – осмыслить духовные ценности поэта и включить их в нравственное сознание учащихся. 

Ход урока

                           …Благоухающими  устами поэзии
 навевать на души то,  что не внесешь
 в них никакими законами и никакой властью.

                                                                                                          Н. В. Гоголь

1. Задание всему классу:

   – Запишите к словосочетанию «моя родина» предметный ряд слов-ассоциаций (1минута).

Каждый ученик читает свое слово-ассоциацию. Учитель записывает их на доске в столбик.

2. Сегодня мы будем говорить о поэзии Н. Рубцова.

   – Запишите в тетрадь тему урока. Читаем эпиграф к уроку и ставим задачи: выявить, в каком значении поэт употребляет эпитет «тихая», почему многократно использует слова с корнем  –тих-. Предлагаю написать  после осмысления стихотворения свой  текст – сочинение-миниатюру: «Что « навевает на душу» поэтическое слово Н. Рубцова? Какой смысл вкладывает поэт в образ «тихая моя родина»?».

По ходу урока ученики ведут в тетради записи.

 3.Слово ученика о жизни Н. Рубцова.

     Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в посёлке Емецк на Северной Двине, в полутораста километрах выше Архангельска. Незадолго до рождения сына сюда был переведён отец из Вологодской области к новому месту службы. 
    Накануне Великой Отечественной войны семья Рубцовых возвратилась в родные места.  
    Мать рано умерла. Отец погиб на фронте. В шесть лет мальчик осиротел. В семь лет он  попал в Никольский детский дом.  
    Село Никольское (или, как позднее назвал его Николай Рубцов в стихах, «деревня Никола»), расположенное среди лесов и болот на реке Толшме – правом притоке реки Сухоны, стало настоящей родиной поэта. Он здесь жил безвыездно с семи до четырнадцати с половиной лет, и природа и быт этого глухого уголка северной Руси навсегда вошли в его душу как изначальная основа.     
     Николай Рубцов учился в техникуме в  древнем городе Тотьма, четыре года служил на Северном флоте на эскадренном миноносце, работал на Кировском заводе в Ленинграде, а в 1962 году поступил в Литературный институт в Москве. Его педагог  Николай Сидоренко писал: «Стихи его…человечны, правдивы, выразительны…Н. Рубцов – поэт по самой своей сути».  
     В последние годы поэт жил в Вологде, где трагически погиб 19 января 1971 года. Виктор Астафьев в эти дни писал: «Рубцов – поэт, который так пронзительно умел любить свою землю и высоко петь о ней…»  

4.1. Учитель читает стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина». У учеников открыты учебники с текстом стихотворения.

4.2. Вопрос классу. Стихотворение очень музыкально. Одинаковая ли музыка звучит на протяжении всего стихотворения? С чем связано изменение характера музыки?  

     Размышления учеников. Сначала звучит тихая, умиротворённая, успокаивающая, благостная музыка.  О любви к родине громко не говорят, так как это чувство сокровенное, глубокое, выношенное,  дорогое, настоящее. В пятой, шестой строфах звучит радостная, живая музыка. Это связано с воспоминаниями о школьном  детстве. В последней строфе, чувства, переполняющие душу лирического героя, вдруг прорываются наружу, музыка звучит ярко, сильно, открыто. Чувство любви к родине столь сильно, что нет сил его сдерживать. Да и не надо этого делать, потому что оно искреннее, настоящее.

4.3. Задание классу: выписать из стихотворения предметный ряд слов, который составляет для поэта понятие «моя родина».

Ученики читают выписанные слова, учитель записывает их на доске.

Запись на доске.

                        Ученики                                          Поэт
                        деревня                                          ивы
                        дом                                                река
                        мама                                              соловьи
                        бабушка                                         мать
                        рябина                                           жители
                        воробьи                                         погост
                        берёза                                           обоз
                        сопки                                             купол церкви
                        полярная ночь                               школа
                        снег                                               простор
                        вьюга                                            изба
                        Мурманск                                      туча
                        белые ночи                                   гром

4.4. Сравните слова этих двух столбиков и сделайте вывод.

Вывод. Предметный ряд, входящий в понятие родина, у разных людей разный, но он узнаваемый: люди, природа, предметы быта, строения.

5.1. Какое слово поэта наполняет этот узнаваемый ряд предметов  неповторимым светом? ( Эпитет – тихая.)

5.2. Сколько раз употребляет поэт слова с корнем -тих-?( Шесть раз.)

5.3. Самостоятельная работа. Заполните таблицу, ответив на вопросы.

– Где, с какой целью и в каком значении использованы слова с корнем  -тих-?

Для определения лексического значения слов воспользуйтесь выписками из словарных статей (распечатки лежат у каждого на парте).

Распечатка. Выписки из словарных статей.

1) Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

Тихий, пртвпл. шумный – глухой, слабый…
           пртвпл. скорый –   медленный, мешковатый…
                                          смирный, скромный, кроткий…

Кроткий о челов. тихий, скромный, смиренный, любящий, снисходительный.

2) И.И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка.

Тихий – тихий, не громкий…
           – медленный… тихо, медленно…
           – спокойный…
           – осторожный…
           – кроткий… (милосерден и тих… праведен и тих)…
           – благожелательный, добрый…
           – благостный…   

5.4. Во время обсуждения выполненного задания ученики дополняют свои записи в таблице.

 

Итоги работы

Слова с корнем  -тих-  использованы

Где

С какой целью

В каком значении

1. Название стихотворения

Внимание обращено на главное духовное качество его родины.

Кроткая родина

2. Первая строчка – восклицательное обращение

Поэт восхищается «тихой родиной».

Кроткой родиной

3. «Тихо ответили жители»

Подчеркнуто главное качество души жителей деревни – тихость, кротость.

Кротко ответили

4. «Тихо ответили жители»

Кротко ответили

5. «Тихо проехал обоз» –

это метафора –

 

 

 

Наречие «тихо», употреблённое три раза подряд, позволяет поэту сделать акцент на  главном свойстве и жителей и всего уклада жизни родной деревне – на его тихости, смиренности, кротости.

обоз проехал не просто тихо – медленно, а именно тихо – кротко.

 

6.  «Тихая моя родина!

       Я ничего не забыл».

Восклицательное обращение.

 

Поэт обращается к родине с глубокими чувствами, уверяя ее, что всё, воспринятое им в детстве, сохранилось в его душе, ничего не забыто.

Кроткая родина

 

5.5. Вывод, к которому приходят ученики, после самостоятельной работы.

Мы обычно что-то многократно повторяем для того, чтобы нас не только услышали, но и правильно поняли. Поэт шесть раз, то есть очень настойчиво, повторяет эпитет «тихая», потому что он пишет не просто о зрительный образах родины, он пишет о её душе, о душе её жителей, свойством которых, по его мнению, является «тихость», «кротость», «смиренность».

5.6. Слово учителя.

В. Даль в своем словаре пишет о том, что «кротить» значит укрощать, смирять, то есть слова «кроткий» и «укротитель» одного корня. Кротость души – это свойство всех истинно верующих людей, кроткий человек – это человек, смиренный перед Богом. Именно кротость – это одно из важных свойств души русских людей, потому что русский человек всегда жил с Богом в душе. Это-то понял и впитал в себя будущий поэт Н. Рубцов, живя в глухой русской деревне, общаясь с её жителями. Тихая родина – это кроткая, смиренная, верующая, христианская, живущая с Богом в душе. Именно эту родину он называет своей, именно с ней он чувствует «самую жгучую, самую смертную связь».

6.1. Учитель. Возникает вопрос, не обманулись ли мы в своём осмыслении стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родин»? Для этого надо выйти за рамки стихотворения.

6.2. Историческая справка. Слово ученика.

Николай Рубцов жил в XX веке. Это было сложное время. После революции 1917 года вера из официальной жизни людей была изгнана, церкви и храмы взорваны или разрушены. Но будущему поэту повезло: детские годы прошли в русской глубинке, на Севере страны, в селе Никольском. Именно в вологодских деревнях еще и в XX  веке, по мнению историков, сохранялся старинный уклад жизни: люди жили с Богом в душе, с верой, жили в кротости и смирении, в каждой избе сохранялись иконы, праздновались церковные праздники – Рождество, Крещение, Пасха, каждый знал своих святых, знал молитвы. В общении с жителями села Никольское восприимчивая душа будущего поэта не могла не сформироваться как христианская душа. В одном из писем к известному поэту Александру Яшину он сообщал, что именно село Никольское – «для души моей родина».

6.3. Факт биографии поэта. Слово ученика.   

В городе Тотьма, где учился в техникуме, а потом и жил Рубцов, а также в пригороде сохранилось четыре церкви XVIII века: церковь Иоанна Предтечи, Рождественская, Троицкая, Максимовская. Конечно, поэт знал их историю, любовался их красотой. В Вологде, где Рубцов жил в последние годы, также было много церквей, а Белокаменный храм Софии поэт воспел в своих стихах и, по словам его друзей, часто его посещал.

6.4. Факт биографии поэта. Слово ученика.

Известный литературовед Вадим Кожинов писал, что «… любимейшим поэтом Николая Рубцова был … Тютчев. Он буквально не расставался с тютчевским томиком… и, ложась спать, клал его под подушку…» Мы можем предположить, что стихотворение Ф. Тютчева «Эти бедные селенья…»              Н. Рубцов хорошо знал и тютчевское восприятие души русского человека было близко ему.

                                    Эти бедные селенья,
                                    Эта скудная природа –
                                    Край родной долготерпенья,
                                    Край ты русского народа!
 

                                    Не поймёт и не заметит
                                    Гордый взор иноплеменный,
                                    Что сквозит и тайно светит
                                    В наготе твоей смиренной.
 

                                    Удручённый ношей крестной,
                                    Всю тебя, земля родная,
                                    В рабском виде Царь Небесный
                                    Исходил, благословляя.
 

И для Тютчева и для Рубцова русский человек был верующим человеком со смиренной, кроткой душой.

6.5. Учитель. В то время, когда жил Н. Рубцов, атеизм был официальным мировоззрением, о Боге и вере говорить было не принято. Но душа человека живёт по своим законам. Душа будущего поэта впитала в себя тихость, кротость русской души, и это нашло отражение в его стихах.

6.6. Задание классу для самостоятельной работы: в предложенных стихотворениях найдите те строчки, которые говорят о том, что вера в Бога была сокровенной частью  души  поэта, и прокомментируйте их (10 минут).  Сделайте записи в тетрадях.

Класс разделён на пять групп. Каждая группа получает карточку со всеми отобранными для осмысления стихотворениями Н. Рубцова, но комментирует только одно стихотворение.

I группа. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…»

Обобщённый комментарий учащихся.

В данном стихотворении Рубцов пишет о родине, о «храме старины, удивительном, белоколонном», о прошлом России:

   Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны, 
   Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей…

Поэт скорбит о том, что белые церкви – символы христианства и веры, символы прежней Руси – были безжалостно уничтожены.

 II группа. «Видение на холмах».

 Обобщённый комментарий учащихся.

В данном стихотворении поэт признаётся в любви к России, к её корням, к её истокам:

   Россия, Русь – куда я ни взгляну…
   За все твои страдания и битвы
   Люблю твою, Россия, старину,
   Твои леса, погосты и молитвы…

     Молитвы, как и леса, неразрывно связаны в сознании поэта с образом прошлой Руси. Но молитвенная, кроткая, христианская душа Руси не погибла, она живёт и в современной России. Именно такая Россия должна жить вечно: « Россия, Русь! Храни себя, храни!»

III группа. «Душа хранит».

Обобщённый комментарий учащихся.

     В данном стихотворении образ родины – это смиренный образ, в котором обязательно есть место божьему храму. Душа поэта хранит этот древний вид, хранит «всю красоту былых времён».

IV группа. «По вечерам».

Обобщённый комментарий учащихся.

     Поэт пишет о развалинах собора и горько восклицает: «…какая грусть!» Только на первый взгляд кажется, «…Как будто спит былая Русь». Нет, она не спит, несмотря на то, что её христианскую душу хотели убить – собор развалили. Христианская душа русского человека жива:

   И всё ж я слышу с перевала,
   Как веет здесь, чем Русь жила.
 

   Всё так же весело и властно
   Здесь парни ладят стремена,
   По вечерам тепло и ясно,
   Как в те былые времена.

     То, что формировалось тысячелетиями, нельзя убить, связь времён существует, и поэт чувствует эти духовные традиции «былой Руси» и хранит в своей душе.

V группа. «До конца».

Обобщённый комментарий учащихся.

     Поэт хочет, чтобы его душа была чиста до конца, «до тихого креста», а крест ставится на могиле только верующего человека. До «тихого креста» значит до смерти, когда душа смиряется перед Богом. Лирический герой клянётся, что душа его чиста. О чистоте души думает только верующий человек, чтобы предстать перед Богом «чистым», очищенным от грехов.

Стихотворение «Ферапонтово».  Комментарий к нему заранее подготовлен учеником.

     Старинное село Ферапонтово находится в Вологодской области, оно раскинулось на взгорье, между озёрами Бородавским и Паским. В конце XV века Ферапонт основал монастырь, куда в 1500 году пришёл известный во всей Руси живописец Дионисий со своими сыновьями  Владимиром и Феодосием. Стенопись Рождественского собора посвящена единому замыслу – акафисту, прославлению богородицы, которой в христианском вероучении принадлежало особо важное место. Её почитали заступницей, с ней связывали лучшие надежды на будущее. Н. Рубцов был в монастыре, видел его неземную, благодатную красоту и воспел её как истинно верующий человек.

Стихотворение «Ферапонтово» ученик выразительно читает наизусть.

7. Учитель. 1) Осмысление стихотворения Н. Рубцова вы продолжите в своей творческой работе. Ещё раз вслушайтесь в слова Н. В. Гоголя. Учитель читает эпиграф, записанный на доске. 2) Послушайте стихотворение Рубцова «Тихая моя родина», ученик  выразительно читает наизусть. 3) Перечитайте свои рабочие записи в тетради и приступайте к написанию своего текста (20 минут), тема записана на доске.

8. Домашнее задание. 1) Допишите творческую работу дома. (Свои работы ученики будут читать на следующем уроке.) 2) Подготовьте выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова наизусть.
 

Литература

1. Рубцов Н.М. Россия, Русь! Храни себя, храни!: Стихи, переводы, проза, воспоминания, письма / Вступ. ст. и сост. В.В. Коротаева. – В: ИЧП «Крис – Кричфалуший», 1991.
2.Тютчев Ф.И. Стихотворения /Сост., вступ. ст. и примеч. В.В. Кожинова. – М.: Сов. Россия, 1986.
3.Кожинов В.В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. М., «Сов. Россия» ,1976.
4. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка:  Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1978.
5. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. В 3т. – М.: Знак, 2003.
6. Семенцов В.В., Щукина С.Ф. Беседы о святых словах отечественного языка. – Санкт-Петербург, 2011.
7. Подъяпольский С.С. По Сухоне и северной Двине. – М.: «Искусство», 1969.
8. Разгонов С.Н. Северные этюды. – М.: «Молодая гвардия», 1972.