Меню сайта

Портрет учителя в СМИ

Хранительница русского языка

Сегодня мы начинаем цикл публикаций в рамках проекта «Портрет учителя в СМИ». Его инициаторами являются отдел образования и воспитания Администрации Борисоглебского района, Центр сопровождения участников образовательного процесса, редакция нашей газеты. Этот цикл статей одобрен педагогической общественностью на августовском совещании педагогических и руководящих работников системы образования Борисоглебского муниципального района.

Первую зарисовку мы «писали» в Вощажниковской школе. «Мы» – потому что штрихи, линии, краски к портрету Светланы Михайловны Михайловой наносили не только корреспондент и фотограф нашей газеты, но и ее коллеги  и ученики.

…Тишина в школьном коридоре, за дверями едва слышны негромкие голоса – идет урок. Вход в лингвистический кабинет едва приоткрыт, и видна фигура учительницы, которая то и дело подходит к доске и что-то пишет на ней мелом. Она задает вопросы ученикам, поправляет их ответы.

– Светлана Михайловна много лет возглавляет методическое объединение учителей русского языка и литературы, – рассказывает ее коллега И.В. Кочнева. – Она очень корректно и грамотно анализирует урок, к ней всегда можно обратиться за советом. Одна из первых во всем районе занялась развитием речемыслительной деятельности детей. Всегда стремится реализовать весь потенциал, заложенный в каждом ребенке; увидев пробелы в знаниях, прикладывает максимум усилий для того, чтобы их устранить. Начиная с 5-6 класса, Светлана Михайловна взращивает у детей умение учиться, самим добывать знания. У нее множество настоящих методических находок, одна из которых – комплексная работа с текстом. Очень требовательна  к себе и ученикам, и все вместе это дает результат – хорошие знания и высокие показатели по ОГЭ и ЭГЭ.

Пока мы беседовали с Ириной Валентиновной, прозвенел звонок, и в коридор вышли ученики.

– Справедливая, опытная, добрая, терпеливая, на уроках у нее интересно, – так  отозвались о Светлане  Михайловне девятиклассники.

Мечта быть учителем, причем именно русского языка и литературы, у нашей сегодняшней героини возникла еще в детстве, примерно в 4 классе.

– Во многом в этом заслуга моих педагогов: Александры Ивановны Хреновой и Надежды Алексеевны Туманян, у которой я потом, будучи студенткой Владимирского педагогического института имени Лебедева-Полянского, проходила практику, – делится она. – По направлению приехала в Борисоглебский район, в Юркинскую школу, где проработала 24 года. Переезд из родного Владимира в ярославскую глубинку дался легко. В деревне тогда было много молодежи, и меня почти сразу избрали секретарем комсомольской организации. Мы жили очень активно – субботники, мероприятия, праздники…

Вот уже 9 лет С.М. Михайлова преподает в Вощажниковской школе, которая славится дружным и сплоченным педагогическим коллективом.

–  Мы с коллегами считаем, что должны так подготовить ребят, чтобы они смогли найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе, – считает Светлана Михайловна. – Прежде дети много читали, умели вести диалог, а следовательно, – договариваться. Сегодня их ровесники зачастую живут в своем виртуальном мире, а в реальности общаются мало, и в первую очередь, словесно. Не раз слышала от выпускников, как трудно им бывает найти общий язык с окружающими. Поэтому вижу свою цель, как учителя, – развивать речь ребенка, чтобы он мог понять других и выразить себя. Кстати, в этом году заговорили об устной части итоговых экзаменов. Стараюсь к каждому уроку подобрать текст, который отвечал бы теме занятия. Он должен быть художественным и воспитательным, давать детям возможность правильно строить свою речь, проводить всесторонний лингвистический анализ и выступать как пример. А вообще у меня очень творческая работа, которая не кончается за воротами школы, и время не делится на рабочее и личное.

– С ней обо всём можно поговорить, попросить совета, – штрих к портрету Светланы Михайловны внесла Ольга Борисовна Кунина. –  Она прекрасный собеседник, профессионал с большой буквы….

– Это удивительная женщина, отличный педагог и очень добрый, внимательный человек, – добавляет ярких красок Т.Я. Воронович. – Она коллега-подруга, которая, если нужно, всегда поддержит. Как человек, который мыслит образно, часто представляю такую картину: поздний вечер, вся семья уже спит, а за столом, освещенном небольшой лампой, склонилась над детскими тетрадями Светлана Михайловна… У нее талант увидеть задатки ребят, развить их, направить в правильное русло; а еще – душевная чуткость, умение слушать и чувствовать душой.

Уроженка старинного русского города, которая в нашей деревне научилась и печку топить, и воду носить, и огород сажать (по словам самой Светланы Михайловны, это лучшее средство от стресса), стала настоящей хранительницей русского языка, традиций, культуры… С.М. Михайлова справедливо полагает, что родной язык, русская литература и история – это база самосознания человека, главные воспитатели гражданина своего Отечества. Опытный педагог, которого уважают коллеги и ученики…Хорошая хозяйка, чьих пирогов ждут не только домочадцы по выходным, но и коллеги на праздники.. Любящая жена и заботливая мама. Желаем ей подольше не оставлять работу, беречь себя, оставаться такой же чуткой и трудолюбивой, посвящать себе чуть больше времени и творить, творить, творить!

  Ольга ЗАЛЫГАЛОВА