Меню сайта

Взаимодействие

Опыт работы борисоглебских педагогов пророс на земле Ростова

     Нынешняя осень щедра не только на грибы в лесу, овощи в огородах, но и урожайна  на добротные плоды трудов педагогов района, поскольку, независимо от времени года и перегрузок на работе, учителя и воспитатели находят время для профессионального совершенствования. За полтора  месяца наш  опыт был трижды широко представлен в Ярославской области на межмуниципальных семинарах. О двух из них – выступлениях в Переславле-Залесском и перед группой коллег из Углича – газета «Новое время» уже рассказала. Третья встреча состоялась 12 октября  в Ростове  в гостеприимном детском саду № 17. Тема этого межмуниципального семинара-практикума была обозначена так:  «Первые шаги вхождения в славянский корнеслов на примере осмысления слова “послушание” в текстах А.С. Шишкова».

    Непрерывное сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями Ростовского и Борисоглебского районов, возникшее чуть более года назад, уже дает немалые плоды: для педагогов – практикумы, открытые мероприятия, такие как занятия с применением современных технологий и подходов, для детей и их родителей – совместные игры и праздники. Недавно состоявшийся семинар занимает среди них особое место, поскольку является первым плодом профессионального творческого содружества образовательных организаций Борисоглебской и Ростовской земель. Мероприятие было организовано при консультативной поддержке Центра сопровождения участников образовательного процесса посёлка Борисоглебский, содействии методиста ростовского детского сада № 17 И.А. Давыдовой, участника всех трех межмуниципальных семинаров-практикумов, организованных методической службой «ЦСУОП» Борисоглеба за этот год. Куратором работы по сетевому непрерывному взаимодействию стала кандидат педагогических наук Т.Н. Захарова – преподаватель  кафедры дошкольного образования и воспитания Ярославского Института развития образования. Всего в семинаре принимало участие около 40 человек, из них 11 педагогов из Борисоглебского района.

     Корнесловно-смысловой подход, который изначально разрабатывался в наших образовательных учреждениях  участниками инновационной площадки «Применение корнесловно-смыслового подхода в практике работы современного педагога» (руководитель Е.Ю. Клюкина), органично пророс на  Ростовской земле. Уточню, что это не только наш, но и общероссийский саженец, поскольку первые этимологические изыскания были осуществлены почти 200 лет назад непобедимым адмиралом, Президентом Российской Академии Наук А.С. Шишковым, автором первого корнесловного словаря и многих ценных трудов, в том числе сборника рассказов, сказок, песен для детей. А  в начале 2010-х годов корнесловный подход был опробован на Ярославской земле. Разработчик подхода – ученый из Санкт-Петербурга, автор этимологического интернет-словаря «Глаголъ», кандидат педагогических наук В.В. Семенцов – наш консультант и лектор. 

      Избранное для осмысления слово «послушание» очень своевременно. Зачастую дети, усвоившие права на «свободу» и «права», становятся непослушными. Станет ли непослушный ребенок ожидать в городе зеленый свет светофора или с детским «хочу!» пойдет на красный? Остережется ли попробовать на вкус в лесу мухомор? Остановится ли подумать, прежде чем вступит на хрупкий молодой лед на реке? Умение слушать и слышать – жизненно важный навык, которому  борисоглебские педагоги стали придавать должное значение. Но как научить ребенка не бессознательно следовать чуждой недоброй воле, а осознанно признать правоту старшего, любящего и мудрого взрослого, желающего добра? Ответ в развитии внешнего и внутреннего (совесть) слуха. Над этой темой уже работали воспитатели сада «Колосок», их коллеги из сада при Ивановской школе. Теме развития слуха воспитателя и воспитанника была посвящена недавняя беседа-лекция В.В. Семенцова «Развитие внутреннего слуха ребенка как условие его эстетического развития». С этим трудом ознакомились и воспитатели Борисоглеба, и их коллеги из Ростова.

Умению слушать и слушаться нас издавна учат русские народные сказки и произведения детской классики. Колобок не сумел распознать льстивый голос лисы, семеро козлят – волка. Глупый мышонок из известной сказки С.Я. Маршака предпочёл кошку маме. Но все ли дети дома имеют возможность услышать эти сказки от родных?
        Что же мы увидели, чему порадовались в Ростове? Всю нашу встречу можно было бы назвать словом «со-радование», то есть совместной радостью радения – заботы о детях, обустройстве их внутреннего мира. В отлично отработанном ключе со-бытийной педагогики на семинаре в Ростове были представлены различные виды деятельности детей, их родителей и педагогов, подчиненные единой теме развития у детей внешнего и внутреннего слуха – умения слышать звуки природы, красивую музыку, слово писателя, педагога, родителя, слово сверстника, а главное – слышать собственную совесть.  Сотворчество по созданию общей книги по рассказу А.С. Шишкова «Худо быть непослушным» в ходе мастер-класса с детьми подготовительной группы было осуществлено во взаимодействии детей между собой – в микрогруппах, между группами. Цель работы – создание иллюстрированной книжки-самоделки для чтения с детьми других групп сада. В команде дети самостоятельно распределили обязанности, выбрали ведущих, которые по завершении работы представили собравшимся оформленные страницы книжки. Дети были не закрепощены, свободны в творчестве, но в то же время организованы. Единодушным со-радованием было взаимодействие педагогов между собой, с гостями  и  с детьми.

    Борисоглебские воспитатели из садов «Теремок», «Колосок», «Звездочка», дошкольной группы Ивановской школы и методической службы Центра сопровождения участников образовательного процесса особо отметили грамотную работу С.Г. Якимовой – целеполагание, мотивацию детей, сопровождение творческого процесса, подведение итогов, установку на дальнейшую деятельность.  Интересен был и опыт Е.Б. Питкиной по осмыслению с детьми сказки А.С. Шишкова «Три златоперые рыбки» – тоже о послушании. Начало работы с детьми и их родителями по осмыслению слова «слух», осуществленной в течение сентября, участники встречи увидели в видеозаписи. И увиденное очень порадовало. Воспитатели из детского сада №17 проявили внимание к каждому ребенку, учли особенности личности и при создании авторских книжек-самоделок, и при выполнении художественных работ на тему «Слушаем тишину». На дневной прогулке тишина показалась детям полной, потом, когда они вслушались, оказалось, что «тишина звучит»! Одни дети заметили шелест шин проезжающих машин, другие – пыхтение трактора, третьи отозвались на щебетание птичек. Кого-то заинтересовал  шум ветра в вершинах деревьев. А для одного из детей  существенным был перезвон колоколов на звоннице в Кремле. Свои разнообразные впечатления дошкольники воплотили в рисунках – мы увидели эту замечательную выставку.

 Ядром же взаимодействия взрослых и детей, главным объектом исследования стало СЛОВО. Важно, что слово  «слух»  было представлено в интересных текстах рассказов А.С. Шишкова и осознанно прожито детьми. Особое спасибо И.А. Давыдовой за умение организовать труд разнообразно и убедительно, живо представить опыт применения корнесловно-смыслового подхода в саду. Воспитателям и родителям детей еще предстоит дальнейшее постижение смысла корня слова “слух”,  ведь однокоренные к нему слова не только “слушать”, “послушание”, “неслух”, но и “слыть”, “слава”, “славяне”, “слово” –  о том свидетельствуют современные этимологические словари П.Я. Черных, М. Фасмера и другие.
      Руководитель группы наших педагогов Е.Ю. Клюкина, директор  методической службы «Центр сопровождения участников образовательного процесса», при подведении итогов встречи сказала:   «Рада, что ростовцев заинтересовала образовательная деятельность борисоглебских педагогов, что и в Ростове есть педагоги, которые не формально следуют общепризнанным технологиям и подходам, а готовы осваивать новые – те подходы, которые учат понимать смысл текста через проживание слова, исследование слова. Это продуктивный путь. Хочется отметить, что на проведенном открытом занятии были убедительно представлены возможности формирования у дошкольников предпосылок тех навыков, которые в школе называются метапредметными, а значит, детям легче и радостнее будет учиться в школе».
   
С.Ф. ЩУКИНА,

методист МУ ДПО «ЦСУОП»

 пос. Борисоглебский.